История, традиции и обряды славянского праздника Семик или Зеленые святки
Семик (Зеленые святки) в народе был самым ярким праздником, который обозначал основной рубеж между весенним периодом и летним, а также «давал старт» летним полевым работам. Сведения о нем встречаются еще в летописях 12 века. С приходом на Руси христианства данный праздник не исчез, но в церковном календаре ближе к данным дням был приурочен праздник Троица.
История народного праздника Семик
С оглядкой на современный календарь, Семик отмечался славянами за 3 дня до Троицы – в четверг, потому и назывался седьмым четвергом (Семиком). В этот день предки провожали весну и проводили различные обряды, направленные на круговорот жизни и смерти, а также на щедрый будущий урожай. Этот народный праздник завершал период перехода от весны к лету, который начинала Масленица.
Праздник является языческим, что, конечно же, для православной церкви было совершенно неприемлемо, так как священники проповедовали веру в Христа, а язычники поклонялись силам природы. Искоренить полностью Семик не получилось, но удалось заменить его на другой уже православный — Троицу – с измененным смыслом событий, но сохранивший некоторые традиции народного.
Семик отмечается в конце мая или начале июня, в период, когда природа уже пробудилась от зимней спячки, деревья и травы озеленели, а птицы запели свои радостные песни. В этот период раньше проводились обряды и ритуалы, связанные с плодородием земли и благополучием на грядущий урожай.
Во время Зеленых святок проводятся различные обряды и обычаи, которые часто сопровождаются праздничными гуляниями. Люди устраивают пикники и выезжают на природу, где проводят время весело и активно. Во время праздника можно увидеть танцы, песни, спортивные соревнования, а также участие в народных играх и развлечениях.
Одним из важных символов Зеленых святок является майская елка или майская сосна. Это украшенное дерево, которое устанавливается на праздничных гуляньях и служит своеобразным алтарем природы. Люди принесут к майской елке различные предметы, символизирующие благополучие и плодородие, такие как яйца, хлеб, цветы и зелень.
Зеленые святки имеют глубокие исторические корни и являются важной частью народной культуры и традиций Восточной Европы. Этот праздник отражает связь между человеком и природой, а также празднует приход лета и обещает плодородный урожай.
Когда и как отмечают Семик
Празднование Семика ежегодно происходит в определенный день – в четверг — за три дня до Святой Троицы. С этого дня стартует Семицкая неделя, которую еще называют как Зеленые святки. В 2023 году этот день выпадает на 1 июня, но в церковном календаре о нем не найти никаких сведений.
Празднование Зеленых святок содержало несколько традиционных обрядов — внесения березки в поселение, завивания веночков, кумленья, а также похорон кукушки (а еще — Костромы или русалки).
В народе дерево берёза считалась символом жизненной силы – в обрядах принимали участие ряженые, которые «играли» животных, а также различных мифических персонажей (русалок, чертей и др), люди пели обрядовые песни о любви и работе, что, по их мнению, обеспечивало успех и процветание в этих жизненных сферах.
На Зеленые святки было принято размещать в своем жилище березовые ветки, собирать и приносить первые полевые цветы – их высушивали и сохраняли весь год до следующего праздника. Считалось, что зелень, которую запасли в эти дни, имеет магические способности. Также собранные растения клали в житницу после начала жатвы, подкладывали в свежее сено, из березовых веточек делали венки, размещали березовые листья в горшках с высаженной капустной рассадой.
Как праздник связан с Троицей
Праздник Зеленых святок имеет связь с Церковным праздником Троицы (Пятидесятницы) в христианстве. Троица отмечается в седьмую неделю после Пасхи и является одним из главных праздников христианского календаря.
Семик или Зеленые святки являются своеобразным «народным отражением» Троицы. В Украине и других странах Восточной Европы это время связывается с поклонением и почитанием природы, которая символизирует Божье творение. Праздник Зеленых святок пришел из дохристианского времени и был интегрирован в христианский контекст, ассоциируясь с природным расцветом, плодородием земли и благополучием.
Троица считается временем пришествия Святого Духа и возрождения духовной жизни. В этот день в христианских церквях совершаются особые богослужения, праздничные молитвы и обряды. Христиане отмечают пришествие Святого Духа и связь событий Пятидесятницы, когда апостолы приняли дары Духа Святого после Сошествия Духа на них.
Таким образом, праздник Зеленых святок в народной традиции и праздник Троицы в христианской церкви связаны между собой через общую тему поклонения природе и духовного возрождения. В христианском контексте Троица отмечается как церковный праздник, а Зеленые святки являются народной формой празднования, которая сочетает элементы христианства и дохристианских обычаев, отражая важность природы и уважение к Божьему творению.
Внесение березы и плетение березовых венков
Много русских обрядов связаны со священным для славян деревом – березой, не исключением была и Семицкая неделя. Молодые девушки в эти дни собирались в березовых рощах, они веселились, пели, водили хороводы, а также плели венки (из тоненьких березовых веток представительницы прекрасного пола формировали кольцо, которое являлось символом жизненного цикла и продолжения рода). Считалось, что ношение такого венка наделит его обладательницу способностью к продолжению рода или укрепит функции деторождения.
Обязательным обрядом было внесение срубленной березки, наряженной в красивый женский сарафан, в село. Дерево проносили по улицам с большими почестями и устанавливали в центре поселка, после чего украшали ленточками и изготовленными именно для него поделками. В Духов день символичную березку топили или сжигали, изображая таким образом цикличность человеческого существования: появление на свет-жизнь- умирание.
А зелень этой березы сохраняли, высушивая, весь год – она служила сильным оберегом от неурожая, болезней, голода и от других напастей. Также в эти дни собирали и лекарственные травы, которые на Семицкой неделе обладали особыми свойствами.
Кумление
Кумление – это обряд девчат, достигших совершеннолетнего возраста. Обычно они кумились парами или по четверо. Перед этим на березе завивали венок, в котором размещали крест или яйца, целовались и обменивались разными подарочками (бусами, платочками, колечками и др.) через этот венок. В этом и состоял смысл обряда – обмене вещами, объятиями, поцелуями, стоя с двух сторон от венка. Кумление обязательно сопровождалось клятвой, в знак закрепления которой девушки целовали крестик в завитом венке.
Предки также сплетали ветви и вершины соседних деревьев, образуя таким образом что-то типа символичных ворот, через которые проходили кумящиеся. Потом проводилась совместная трапеза, приготовленная вместе с обязательным традиционным блюдом – яичницей. Кумовской союз обычно не был долгим, разрывался он через неделю-две обрядом раскумливания (совершенным обратными действиями), но было и так, что срок кумовства оставался более продолжительным – на год или всю жизнь.
Поминание усопших
На Семика было принято поминать усопших близких, но не тех, кто умер природным путем, а убиенных, суицидников, утопленников, погибших от замерзания или эпидемий. Их тела раньше хранили в скудельниках (специальных холодных подвалах) в течение года до Семика, когда не погребенных отпевали и хоронили всем селом, помогая каждый чем может. Потом же для всех присутствующих устраивались поминки.